Что такое натуральные камни, облагороженные, синтетические камни и имитации камней? Какие камни подвергаются какой обработке и зачем? Все ли камни облагораживают перед продажей для повышения привлекательности их внешнего вида? Давайте разбираться.
Натуральные необлагороженные камни – это камни, которые после добычи их в природе не подвергали никаким изменениям, кроме огранки и полировки. Они имеют такой цвет, который создала природа. Не подвергается облагораживанию совсем небольшое количество камней.
На фото: слева мусковит натуральный необлагороженный, справа чароит натуральный необлагороженный.
Облагороженные камни – это натуральные камни, добытые в природе, которые перед приданием им формы подвергаются некоторым видам воздействия на них с целью усиления их привлекательности и красоты – сделать природный цвет камня более ярким, более глубоким и интересным. Облагораживание может полностью изменить цвет камня, а также усилить его чистоту и прозрачность. Ниже мы подробно рассмотрим распространенные способы облагораживания камней с примерами.
Облагородить можно не все камни, потому что далеко не все минералы для этого подходят по своим физическим характеристикам. За многовековую историю обработки камней специалисты прекрасно знают, что с каким камнем можно делать, а что нельзя. Поэтому к каждому камню применяется свой подход.
На фото: сердолик натуральный и бусины из тонированного сердолика.
Это камни не природного, а полностью лабораторного происхождения, которые идентичны по своим свойствам их аналогам, созданным природой. У них тот же химический состав, та же структура кристаллов и те же физические свойства. Их можно назвать искусственно выращенными. Для их роста специально организуют идеальные условия, поэтому синтетические (лабораторные) камни имеют высокое качество, сравнимое с безупречными природными образцами. А это значит – максимально высокая чистота и яркий насыщенный цвет, которые в природе встречаются нечасто. При этом синтетические камни на порядок дешевле.
Кварцу, выращенному в лаборатории, можно придать абсолютно любой оттенок путем добавления в его структуру различных химических элементов. Синтетические кварцы с окрасками, не встречающимися в природе, высоко ценятся – с ними получаются очень красивые украшения.
На фото: слева кварц синтетический, справа кварц натуральный.
Это или натуральные камни, или синтетические камни, или другие материалы, которые имитируют какой-либо минерал внешне. В отличие от синтетических камней, имитации не повторяют физические и химические свойства минералов и их структуру. Они имеют только визуальное сходство.
Имитации создаются либо с целью заработать, выдавая дешевый материал за дорогой, либо имитацию хотят купить сами клиенты - по финансовым соображениям или плененные эстетикой понравившихся имитаций. Некоторые имитации отличить легко даже невооруженным глазом (например, пластиковый «малахит»), а некоторые определить под силу только профессионалу. Бывают имитации, удостовериться в происхождении которых можно только в результате лабораторных исследований.
На фото: слева авантюрин, справа его имитация.
Для подавляющего большинства камней, которые применяются в создании украшений, имитация не имеет смысла – дорого, экономически нецелесообразно. Качественная имитация камней – тоже искусство, взять, к примеру, жемчуг Майорка или Сваровски, которые прочно заняли свою нишу на рынке и высоко ценятся. Но подобные великолепно выполненные имитации, благодаря специально разработанной технологии и тщательно подобранным материалам, стоят недешево. Покупателей камней больше волнуют имитации, которые представляют собой или ненастоящий камень (полимер, стекло, керамика, различные смеси и т.п.), или натуральный дешевый камень, выдаваемый за другой, более дорогой. Примером таких камней, которые чаще всего подделывают, могут служить цитрин, аметист, горный хрусталь, черный оникс, лунный камень, авантюрин, малахит, опал и особенно бирюза. Это очень краткий перечень - сам список камней, для которых распространены имитации, довольно большой.
На фото: слева малахит, справа его имитация.
Если есть основания сомневаться в подлинности камня, можно заказать его экспертизу в лаборатории. В случае если вам крайне важно купить, к примеру, натуральный аквамарин, выбирайте проверенных продавцов. А если для вас на первом месте красота камня, то обратите особое внимание на имитации из натуральных камней – например, из кварца. Можно встретить кварцевые имитации турмалина, аквамарина, амазонита, аметиста, берилла, апатита. Они позволят вам по сравнительно невысокой цене воплотить творческие идеи по созданию украшений, используя красивые, эффектные, при этом недорогие камни.
На фото: слева бусины кварца, имитирующего аквамарин, справа бусины из натурального аквамарина:
Зачем это делать, ведь природные камни и так красивы? Ответ очень простой: к этому производителя подталкивает сам покупатель. С эстетической точки зрения все хотят более яркий цвет, более интересный оттенок, более чистый и прозрачный камень. Покупатели камней всегда выбирают самые красивые, самые эффектные варианты. Чтобы камень был конкурентоспособным, он должен соответствовать ожиданиям покупателя. Спрос на красоту породил правила обработки камней перед тем, как они поступят в продажу. Большинство камней, которые вам известны как яркие, эффектные, в диком природном виде менее выразительные.
На фото: слева бусины из не тонированного кианита, справа бусины из тонированного кианита.
Еще одна причина облагораживания связана с физическими свойствами – есть очень красивые камни, которые станут более пригодными для создания украшений, если усилить их прочность, поэтому в случае с ними облагораживание является необходимостью. Кроме того, облагораживание повышает ценность камня в десятки раз. Для ряда минералов облагораживание стало общеприменимым стандартом, без него эти камни в продажу не выпускаются – нет смысла. А вот такой подвид облагораживания, как заполнение трещин в камнях другими веществами, подкрашенными в цвет камня (стеклом, полимерными массами, синтетическими смолами, маслами) хоть и часто применяется, но особо не приветствуется на рынке. Особенно негативное отношение к стеклу и пластмассам.
На фото: зеленый и лиловый мусковит хрупок, поэтому бусины заполняют стеклом:
Из процессов облагораживания можно выделить самые распространенные:
Также стоит упомянуть воздействие высоким давлением, прокрашивание красителями для стабилизации цвета, заполнение полостей различными подходящими массами, нанесение покрытий, удаление некоторых включений из камня при помощи лазера, обработка дымом. И это далеко не полный перечень.
На фото: танзанит, слева натуральный, справа облагороженный.
Многие думают, что тонировать можно любой камень, однако это совсем не так. Тонируют только примерно 10% разновидностей камней, и всё потому, что остальные 90% не подходят для тонировки. Тонировка – это не окрашивание минерала краской в прямом смысле этого слова. Минерал изменяет цвет в результате химической реакции, под воздействием различных неорганических веществ. Например, придать оранжевый цвет камню помогает оксид железа, зеленый – различные соединения хрома, розовый – марганец, сине-зеленый – медь, темно-синий – кобальт, и так далее. Большинство камней не имеют достаточно крепкую структуру для подобных химических реакций.
На фото: слева натуральный природный говлит, справа бусины из тонированного в бирюзовый цвет говлита.
Кроме того, далеко не все минералы обладают способностью в нужной степени поглощать неорганические вещества – некоторые камни приобретают нужный оттенок только на поверхности, а внутри их цвет остается таким же, как до тонировки. Поэтому для тонировки подходят лишь некоторые минералы. Это такие камни, как агат, говлит, магнезит, халцедон, лазурит, жадеит, нефрит, опал, различные кварцы (особенно бесцветные – тонированные в различные цвета кварцы получаются очень красивыми). Например, цель тонировки жадеита – усилить зеленый цвет, сделать его более ярким и глубоким, а также по возможности удалить природные коричневые вкрапления. Лазурит тонируют, чтобы сделать его эффектный синий цвет более насыщенным.
Не бывает тонированного малахита, чароита, граната, флюорита, родохрозита, кунцита – эти камни, как и многие другие, не подходят для тонировки.
На фото: слева не тонированные бусины лазурита, справа тонированные бусины лазурита.
С его помощью камень можно осветлить, затемнить, сделать цвет более чистым и прозрачным, придать камню кракелюр или эффект иризации, а некоторые камни в результате нагрева полностью меняют свой цвет. Например, чудесные синие оттенки танзанита, ласкающие глаз – это результат нагревания камня. Природный дикий танзанит имеет коричневый оттенок. С другими камнями нагревание тоже сотворит «магию» - уберет игольчатые вкрапления, или же приведет к рекристаллизации, устраняющей дефекты структуры камня. Сердолик издревле прогревают для усиления красного цвета. Аквамарин, который ценится за непередаваемо красивый голубой цвет, облагораживают нагреванием, чтобы удалить присущие ему зеленоватые оттенки. Темный турмалин при помощи нагревания может стать светлее, и это его свойство используют для облагораживания зеленого турмалина. А в результате нагревания аметиста или дымчатого кварца получают изысканного цвета желтый кварц, который называют «цитрином» ввиду его сходства с природным цитрином, который встречается достаточно редко.
На фото: слева натуральный аметист, справа облагороженный кварц "цитрин".
Ионизирующее облучение меняет свойства некоторых камней – они становятся более прозрачными, или меняют цвет, или и то, и другое вместе. Например, бериллы под воздействием облучения, будучи изначально светло-розовыми, приобретут синий цвет. Цвета розового и красного турмалина, дымчатого кварца, цитрина также являются результатом облучения. Облагораживают таким способом даже жемчужины – это придает им оттенки серого и голубого цвета.
На фото: слева природный цитрин, справа цитрин облагороженный (облученный).